Войти
17 мая 2017Начало маршрута: Россия, Самарская область, Тольятти, улица Мира, 131. Протяженность: 1 км. Время в пути: 1 ч.

Экологический проект - " Остановка"Кормушка для птиц"

Дата прохождения маршрута 17.05.2017
Начало маршрута Россия, Самарская область, Тольятти, улица Мира, 131
Конец маршрута Россия, Самарская область, Тольятти, улица Мира, 4
Протяженность маршрута 1 км
Время в пути 1 ч
Краткое описание маршрута Террирория МБУ детского сада имеет хорошее озеленение, много кормушек для птиц и скворечников .
Состояние маршрута Хорошее
Описание растительного мира Сирень, Рябина, Каштан, Шиповник, Клен, Береза, Тополь, Липа, Ель, Яблоня, Крапива, Одуванчик, Боярышник, Пижма, Цикорий, Колокольчик , Тысячелистник, Мать-и-мачеха, Клевер луговой, Подорожник, Полынь, Календула
Описание животного мира Белка, Синица, Большой пестрый дятел, Скворец, Собака, Кошка, Голубь сизый, Ворона серая, Воробей домовой, Червь дождевой, Сорока, Ласточка городская

Отчет по проекту  «Экологическая тропа – «Почемучки» у кормушки»

           Мы кормушку смастерили
 И столовую открыли.
 Синица, воробей-сосед,

 Будет вам обед!
  
Современная экологическая ситуация указывает нам всем на результаты неразумной, безответственной деятельности людей по отношению к природе и к птицам. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры в развитии ребенка как Личности. Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения, которое ставится в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование должно быть системным и непрерывным и дошкольное воспитание является первым звеном экологического образования. Уже с раннего возраста следует научить ребенка любить, оберегать окружающую нас природу, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.  Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы и включает в себя вопросы классической экологии (ознакомление детей с живой и неживой природой, наблюдения за птицами и некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

    Один из важнейших компонентов экологического воспитания в ДОУ в детском саду – экологическая тропа (специально разработанный или специально оборудованный маршрут по  ознакомлением с природой  ДОУ), которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их, а также наблюдать и помогать птицам .  Поэтому мною на  основе программы « Юный эколог»   автора Николаевой С.Н. был разработан проект «Экологическая тропа -"Остановка "Кормушка для птиц"", который  позволит мне знакомить детей 4- 5 лет  с окружающим миром с птицами  в пределах участка нашего ДОУ и на групповом участке.   

Цель  и задачи проекта: формирования у воспитанников элементов экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, к птицам) и грамотного поведения в природе посредством экологической тропы. Развивать у детей интерес и любовь к природе, формировать умение   отображать знания  в своих творческих  работах полученные знания.  

Цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, экспериментальной, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и совместной деятельности детей со взрослым, используются наглядные, словесные, практические методы работы.  

Новизна проекта в том, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы  и  прямое общение с природой (с птицами), тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.   

Этапы  реализации проекта  :

I Организационно – подготовительный: Изучение методической, научной и  художественной  литературы по данной теме, перспективное планирование, подготовка демонстрационного материала , разработка ОД,  и других мероприятий в рамках данного проекта. Оформление карты экологической тропы  с указанием  основных экологических точек тропы, разработка  маршрута экологической  тропы с остановкой птицы и кормушка,  простых ориентиров в мире природы.

Внедренческий (Основной) этап: Создание предметно - развивающей среды в группе и на групповом участке, подготовка точек – остановок на маршруте экологической тропы, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, реализация проекта ,   творческая   художественно – эстетическая деятельность по теме,   ознакомление с произведениями художественной литературы и русского народного творчества о природе, прослушивание музыкальных произведений о природе, совместная организованная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.     

    Основной этап реализации проекта рассчитан на весенние месяцы  апрель- март. Красота природы весной - это и первые проталины, первые листочки, скворцы, первая зеленая травка и конечно же первые цветы. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:  Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”. Поэтому организация и проведение  целевых прогулок по маршруту экологической тропы, направлены на  новые встречи с удивительным, окружающим миром природы, которые  навсегда оставят свой след в жизни ребенка и пробудят желание узнать что-то новое и сделать самому что-либо хорошее.  Экологическая тропа составляет 250 м. На тропе имеются 10 остановок и 2 из них остановка «Птицы» и «Кормушка на участке»

  Наш детский сад расположен недалеко от лесного массива г. Тольятти. К его территории с одной стороны небольшая аллея красной черемухи, а с другой стороны зеленая зона дворового участка близлежащего дома.  – березовая аллея. Часть соснового бора расположена и на территории сада. Перед входом растут высокие тополя, а по периметру всей территории ДОУ    много деревьев и кустарников, есть небольшой фруктовый сад, огород, много цветников. Круглый год дети имеют возможность наблюдать за растительным и животным миром нашей Малой Родины, а для закрепления знаний  мы с родителями оформили и постоянно дополняем материалом « Красною книгу Малой Родины»

Они знакомятся и наблюдают за растительным миром на участке ДОУ это:

ü    деревья и кустарники- сирень, черемуха красная и черная, рябина, каштан, клен, ель, береза, тополь, липа, шиповник.

ü    Культурные растения:

цветники – ирисы, лилии, пионы, ромашки и пр.  садовые цветы;

огород- лук, морковь, капуста, помидор, огурец, петрушка, укроп, салат;

сад- вишня, черноплодная рябина, яблони, ранет, груша.

ü    Дикорастущие растения - одуванчик, крапива, лопух, подорожник, полевая ромашка, ландыш и прочее.

Прокладывая маршрут по экологической тропе, мы обращаем внимание детей на муравейник, который каким –то образом появился на территории ДОУ, проводим наблюдения за пчелами, которые кружат над цветами и шиповником, за стрекозой, за майскими жуками и божьей коровкой и дождевыми червями. наблюдаем за кошкой с котятами,  за собакой и голубями, которые живут за терриротией ДОУ (за забором ДОУ кто-то построил голубятню и  и держит там разные виды голубей).  Раза два в месяц к детскому саду  приводят две лошади (большую и маленькую), и детям, когда родители забирают их домой, можно на них покататься.  А недавно в гости к нам  из леса прискакала белочка! Сколько   удивления и радости было на лицах детей! На всей террирории  нашего ДОУ развешано много кормушек и скворечников, что позволяет нам проводить с детьми  наблюдения за птицами   и зимой и ранней весной. Залетают к нам  ворона, воробей, синица, скворец и голуби, сорока, а в небе над нами пролетает ласточка.

    Немного о нашем групповом участке. У нас на участке растет березка, рябинка, тополь и кусты шиповника. Совместно с родителями мы сделали из шин   вазоны и посадили в них цветы: лилии, ирисы, пионы, бархотки, садовые ромашки и другие.  Для знакомства с животным миром, под кусты посадили зайцев и лягушек. Папы наших воспитанников сделали нам скворечник и кормушки, так что дети самостоятельно могут насыпать корм для птиц и понаблюдать за птицами на своем участке.

  Проект направлен на ознакомление детей с птицами, прилетающими к нашим кормушкам и формирование  у детей любви к ним и желания помогать и охранять их.  В ходе реализации проекта мы также формирует навыки и умения детей беречь природу  и объясняем детям, что нужно помогать птицам, сооружая скворечники и кормушки, а также подкармливать птиц и животных (кошек и собак), гнезда птиц, так как такие неверные действия нарушают  экологическую цепочку природы. П. И. Чайковский сказал: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им…» Настало время понять, что только «брать» от природы нельзя, мы имеем право на то, что можем вырастить своими руками и обязаны охранять и беречь то, что дает нам природа. Поэтому мы  провели  экологическую акцию  "Берегите птиц", проводим организованную деятельность на тему «Окружающий мир»  со своими воспитанниками, беседы и ознакомление со  знаками «Правила поведения в природе», все это  позволяют нам научить детей «видеть» природу, понимать её значение и необходимость охраны, формировать у них систему ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу своей Малой Родины.  В группе мы провели ряд тематических выставок творческих работ детей совместно с родителями и фотовыставок   Ребята помогают взрослым трудиться  на участке и на объектах экологической тропы, собирают упавшие с дерева веточки, траву, когда взрослые работают в цветнике или на огороде,  помогаю следить за порядком и чистотой на групповом участке. Педагоги провели беседы с детьми на тему проявления заботы о братьях наших меньших, рассказали детям о птицах, о празднике птиц о том, что нужно беречь и заботиться о них, познакомили детей с «Красной книгой» и «Красной книгой Самарской области». Познакомили детей с запрещающими знаками – «Не разоряй птичьи гнезда», "Не лови птиц" и др. Мы   участвовали в городских акция «Помогите птицам зимой», «Пернатая радуга», в международной Акции на сайте МААМ, во всероссийском  интернет –конкурсе «Кормушки»  и прочее.  Родителям было предложено дома совместно с детьми дома подготовить творческие работы на тему «Птицы» из которых мы организовали выставку.  В рамках дополнительной кружковой работы по авторской дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «Кисточка и карандашик» мною проведено ОД «Птичка- невеличка», на которых дети раскрашивали красками деревянные шаблоны птичек, ОД «Пернатая радуга», на котором ребята делали птичек из бумаги.  В рамках образовательной программы ДОУ было проведено ОД по ХЭР «Скворцы прилетели», на котором ребята рисовали и ОД (лепка) «Пичужка».  В свободной деятельности дети рисовали птиц по трафаретам и раскрашивали свои рисунки, играли в дидактические игры «Кто где живет (птицы?», «Зимующие и перелетные птицы», «Собери картинку (птицы», «Назови кто (птицы)» и др., также мы играли в подвижные игры «Гуси», «Птичка и кошка» «Воробушки и автомобиль», «Птичка в гнездышке», «Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», «Собачка и воробей», «Ворона и собачка», «Прилет (отлет) птиц», «Наседка и цыплята» и др. .Применяя Лего- технологию и из других конструкторов мы с детьми строили домики для птичек, которые потом они обыгрывали с птичками- игрушками. В конце проведения нашей Акции мы с ребятами на входе на территорию нашего детского сада раздавали родителям и детям из других групп свои памятки «Берегите птиц и птичек сделанных своими руками. А родители с детьми подкармливают птиц на улицах нашего города.  

Заключительный этап: Анализ работы по проекту. Создание Банка конспектов, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр   и пособий по данной теме; оценка эффективности проекта разработка плана дальнейшего использования экологической тропы  и повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в ДОУ - оформление методических материалов по результатам работы по проекту  

        Заключение (Вывод)

     В ходе реализации проекта подтвердилось, что этот вопрос экологического  воспитания  заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.  Хочется отметить, что в работе по экологическому  воспитанию  следует учитывать недостаточную сформированность  у детей дошкольного возраста понимания природных явлений, взаимосвязи живой и неживой природы, следует   выбирать  более доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.  

   Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру природы, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и воспитывают бережное отношение к  миру природы, а также позволили   целенаправленно  решать  поставленные задачи экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

   Надеюсь, что проводимая работа, экологические знания   и навыки, полученные в детском саду помогут  детям испытывать любовь и привязанность к Малой родине, природе; научит детей любоваться природой,    бережно относится к ней  и сохранятся в памяти и сердце детей надолго

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! (А. В. Смирнова)

     Список литературы:

1. Иванова А.И.  «Живая экология (Программа экологического образования и дошкольников), М. 2007

2. Иванова А.И. «Естественно научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. М. 2007

3.   Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры», М. 2005

4. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

5. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.  

6.   Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

7. . Николаева С.Н . Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез,  2004г.  

8.   Нифонтова С.Н.  «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет», С-Петербург, 2010

9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.  

10.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

11.    РыжоваН.А.   «Экологическое воспитание в детском саду», М. 2001

12.   Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г.

13.  Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

14.  . Хабарова Т. В.  , Шафигуллина Н. В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

 

 

1 ч - 1 км
Россия, Самарская область, Тольятти, улица Мира, 131
Россия, Самарская область, Тольятти, улица Мира, 4

Книги по Экологии





Подпишитесь
на новые истории
Оставьте вашу электронную почту, чтобы получать наши новости